Для 3D-профессионала не имеет большого значения, какой инструмент использовать, поэтому он никогда не будет принимать участие в бесконечном споре на тему "какой из пакетов лучше - Max или Maya?", точащегося на различных Интернет-форумах. Скорее стоит говорить о недостатках и достоинствах каждого пакета, о том, в каком из них удобнее выполнять те или иные задачи. Мы уже поднимали этот вопрос в своей статье MAX vs Maya (см МК№ №8(179)). Читатели проявили к ней большой интерес, и мы получили множество отзывов. Почти все они были положительными, за что всем - большое спасибо (правда, нельзя не вспомнить одного курьеза, когда нас обвинили в незнании еще одного неплохого пакета для работы с 3D - LightWave. Скорее всего, этот человек забыл прочитать название статьи:).
Мы уже давно хотели посвятить несколько статей цикла Alias|Wavefront Maya. Недавний выход Maya 4.5 стал хорошим поводом для их написания.
Перед тем, как непосредственно перейти к рассмотрению программы, необходимо заметить, что Майя выходит в двух вариантах - Maya Complete ($1999) и Maya Unlimited ($6999). Второй пакет является более полным и дополнительно включает модули Maya Cloth, Maya Fur, Maya Live MatchMoving и Maya Fluid Effects. Поскольку цена на эти два пакета немаленькая, Alias|Wavefront предоставляет возможность всем желающим бесплатно изучить все возможности Maya с помощью специального пакета Personal Learning Edition. Правда, его можно использовать лишь в некоммерческих целях. Все три варианта Maya работают под Windows 2000, XP, Mac OS X и Linux.
После такого небольшого введения приступим собственно к рассмотрению пакета. Чтобы наше впечатление о продукте было наиболее полным, обратим свой взор на Maya Unlimited<рис.1>.
Самый главный фактор, который делает Майю не столь популярным, как тот же Макс - сложность в изучении. Многие 3D- художники боятся одного только интерфейса программы. Действительно, программа писалась для тех, кто уже имеет достаточный опыт работы в 3D, и поэтому разработчики не слишком старались над тем, чтобы внешний вид программы был понятен тому, кто в первый раз работает с трехмерной графикой. Однако, в последнее время, Alias|Wavefront стала прилагать большие усилия, чтобы этот недостаток ни коем образом не мешал пользователю разбираться в продукте. Доказательством этого факта может быть присутствие в последнем релизе программы встроенных видеоуроков <рис. 2>. Они подскажут, как в Maya можно создавать простейшие объекты, перемещать их, накладывать текстуру и визуализировать сцену, одним словом - все то, без чего работа будет невозможна.
Практически все существующие 3D-пакеты имеют схожий внешний вид - окно проекции с временной шкалой, над которым, как правило, размещена панель с инструментами. В Майе все точно так же <рис. 3>. Самое первое, что нужно запомнить - как изменять вид в окне проекции. Работать с программой намного удобнее и проще, если мышка - трехкнопочная. Чтобы передвигаться в виртуальном пространстве, необходимо удерживать нажатой кнопку Alt и одну из кнопок мышки. При этом левая кнопка мышки вращает сцену, средняя - сдвигает вверх-вниз, а правая - приближает-удаляет объекты. Впрочем, если у вас нет трехкнопочной мышки, то можно обойтись и обычной. Для аналогичных действий можно использовать немного запутанную систему меню в окне проекции <рис. 4>.
Одним из козырей Maya всегда был удобный и настраивающейся под конкретного пользователя интерфейс. Поэтому, чтобы в дальнейшем не лезть каждый раз в дебри выскакивающих меню, можно просто перетащить, удерживая клавишу Shift, иконки управления видом из вертикальной панели инструментов (та, что находится слева от окна проекции) на свободное место над окнами проекции.
Процесс работы в Alias|Wavefront Maya может проходить в одном из режимов: Animation, Modeling, Dynamics, Rendering, Cloth. Установить нужный режим можно в ниспадающем меню в левой верхней части экрана. В зависимости от того, в каком режиме работает программа, главное меню будет выглядеть по-разному. Это также является особенностью программы. Так как интерфейс Майи изменяется в зависимости от режима, порой бывает трудно быстро выбрать ту или иную опцию программы. Если нажать клавишу Space, можно увидеть огромное меню, которое называется Hotbox<рис.5>.
Оно возникнет в том месте, где находится курсор. Использовать Hotbox в процессе работы очень удобно. В этом меню находятся абсолютно все инструменты программы, так что пользователь, находясь, скажем, в режиме Animation (режим создания анимации) может мгновенно применить инструмент для моделирования. Без использования Hotbox такую операцию можно проделать, лишь перейдя в режим Modeling.
Как мы уже говорили, работа с программой значительно ускорится, если применять комбинации клавиш. Так, например, чтобы объект масштабировать, нужно всего лишь нажать клавишу R, вращать - клавишу E и так далее. Кстати сказать, не так давно на сайте Alias|Wavefront был выложен pdf-файл с информацией о клавишах быстрого доступа в Maya 4.5. Скачать руководство можно со странички http://www.Alias|Wavefront.com/en/products/maya/pdf/Maya45Brochure.pdf. А зайдя на страничку с адресом http://www.Alias|Wavefront.com/en/products/maya/index.shtml, вы также сможете скачать файлы со сравнительной характеристикой интерфейса и быстрых клавиш Maya, 3DSMAX и Softimage. Такое руководство будет полезно не только тем, кто переходит с других пакетов на Maya, но и новичкам.
Все примитивы, которые можно создать в программе, на экране выглядят угловато и грубо, с малым количеством полигонов, да и к тому же в каркасном режиме отображения wireframe. Изменить режим отображения на экране деталей сцены можно, нажав на клавиатуре цифру 5. Нажатие цифр 1,2 и 3 позволяет применять к объектам три варианта предустановок с разным числом полигонов.
Поэтому самый простой и удобный способ работы в Майе состоит в том, чтобы использовать комбинации клавиш или "скрытые" меню.
Один из удобных инструментов Майи - лассо. С его помощью можно выделять отдельные участки модели (наподобие того, как это делается в Adobe Photoshop). Этот инструмент настолько удобен, что разработчики некоторых 3d-пакетов неоднократно старались его повторить (для 3DSMAX даже был написан специальный скрипт).
Используя режим работы Cloth и Dynamics, в Maya можно создавать сцены, в которых присутствует динамика мягких и твердых тел. В этих режимах моделируется поведение различных тканей, соударение предметов и так далее. Чтобы тело стало "мягким", необходимо выполнить всего лишь одну команду Bodies-Create SoftBodies.
Моделирование - одна из самых сильных сторон программы. Инструментарий для создания различного рода поверхностей расположен в главном меню - Surfaces, режима работы Modeling. Основные приемы моделирования во всех 3D-программах одни и те же, поэтому такие операции как, например, создание поверхностей вращения или моделирование методом лофтинга присутствует и в Alias|Wavefront Maya. Первый метод состоит в том, что рисуется некоторая кривая (инструменты для рисования кривых CV Curve Tool и EP Curve Tool вынесены на вкладку с инструментами, которая называается Shelf), которая будет представлять собой профиль поверхности вращения будущей модели. После того, как кривая нарисована, в меню Surfaces выбираем опцию Revolve. Объект создан.
Другой способ - лофтинг, заключается в том, что в виртуальном пространстве рисуются кривые, через которые будет проходить поверхность. Для того, чтобы построить по кривым будущий объект, нужно воспользоваться инструментом Loft, предварительно выделив в окне проекции нужные кривые.
Уникальная технология Artisan, появившаяся еще во второй версии Maya, включает в себя инструменты для создания рельефа полигональных и NURBS-поверхностей. Artisan также позволяет управлять некоторыми свойствами поверхностей, например, упругостью.
Сделать простейшую анимацию в программе совсем не сложно, хотя, на первый взгляд, это кажется трудным делом. Создайте любой примитив и нажмите клавишу S для того, чтобы текущий кадр стал ключевым. Теперь кликните в любо место на временной шкале, передвиньте объект и снова нажмите S. Нажимаем кнопку Play и смотрим, как примитив перемещается в окне проекции.
После того как сцена готова, ее необходимо визуализировать. Встроенный рендер Майи всегда был ее слабым местом. Поэтому во всех коммерческих проектах используются подключаемые внешние рендеры, такие как Renderman или Mental Ray. Несмотря на то, что с момента выхода релиза 4.5. прошло совсем немного времени, пользователи обновленной Maya уже могут использовать бета-версию Mental Ray 1.5, разработанную специально для Maya 4.5. Рендер абсолютно бесплатно можно скачать с сайта Alias|Wavefront. Вот ссылочка http://www.Alias|Wavefront.com/en/products/maya/mentalray.shtml (предварительно нужно зарегистрироваться).
В последней версии Maya Unlimited 4.5 появился новый модуль Fluid Effects. Благодаря ему, перед пользователем открываются широкие возможности создания разнообразных атмосферных и пиротехнических эффектов, различного рода жидкостей (viscous effects), поверхности океана. Используя инструменты этого модуля, за считанные секунды создаются сцены, над которыми раньше приходилось трудиться на протяжении долгих часов. Например, можно сделать облака, движущиеся по небу, парусник, качающийся на волнах и т.д.
Изюминкой Майи является модуль Paint Effects, не имеющий аналогов. Никто не будет оспаривать тот факт, что одной из самых трудных задач, стоящих перед 3D-художником, является создание любых органических объектов (волосы, пища, растения) и их анимация. До появления этого модуля в Майе для решения каждой из подобных задач писались индивидуальные программы. Главным инструментом Paint Effects (равно как и модуля Artisan) является brush (кисточка). С помощью мыши в сцене можно создавать разнообразные 2D и 3D объекты, снабженные текстурой. Такая кисточка оставляет за собой след в виде кривой. В процессе визуализации вдоль этой кривой будут возникать трехмерные объекты, например, волосы или цветы<рис.>. Заметим, что волосы можно создать не только используя модуль Paint Effeсts, но и с помощью Maya Fur - модуля для имитации шерсти и меха.
Все слагающие пакета Alias|Wavefront Maya делают его совершенным. Большая часть спецэффектов, которые можно увидеть в кино, сделана с использованием этой программы. С каждым днем Maya становится все более и более популярной, и политика компании Alias|Wavefront тоже способствует этому. Чего стоит только резкое снижение цен на пакет этим летом!
Никогда не следует останавливаться на достигнутом. Совершенствовать свои навыки, в 3D - дизайне (да и вообще в каком либо деле) можно на протяжении всей жизни. По крайней мере, так поступают те, кто желает добиться больших результатов.
Все статьи и уроки, представленные на страницах этого сайта, являются интеллектуальной собственностью авторов. Публикация в любом виде, в том числе, электронном, материалов или их частей без письменного согласия авторов запрещена Законом Украины "Об авторском праве".