ВНИМАНИЕ! Наш сайт переехал и больше по этому адресу не обновляется. Все самые свежие новости, статьи и бесплатные видеоуроки на русском языке на сайте 3Domen.com
Ищете информацию о плагинах? Они ВСЕ собраны в книге "3ds max 7. Лучшие плагины". Подробная информация тут
На тех, кто только недавно начал работать с 3D, всегда наибольшее впечатление производят плагины, создающие объекты. Оно и понятно: для того чтобы оценить удобство дополнительной текстурной карты или эффекта пост-обработки, нужно обладать некоторым опытом, ведь многочисленные настройки часто загоняют новичка в тупик. Другое дело объекты! Созданная двумя щелчками мыши какая-нибудь сложная модель, например, эскалатор, несомненно, приведет в восторг. Именно поэтому плагины-объекты пользуются немалой популярностью. Сегодняшний обзор - о них.
StairMax
Кстати, об эскалаторе. 3D Studio Max очень часто используется для визуализации архитектурных сооружений. Несмотря на это в программе отсутствуют объекты, необходимые для моделирования интерьера. Так, например, не предусмотрено создание лестниц, а ведь в любом здании лестница есть, и не одна.
Плагин StairMax от CebasComputer (http://www.cebas.com/) - один из самых лучших среди дополнительных модулей для создания лестниц. Искать его нужно тут: Командная панель > закладка Create > категория Geometry > строчка StairMax. В распоряжении пользователя пять типов объектов: прямая лестница (Straight Stair), винтовая (Spiral Stair), лестница L-типа, U-типа и даже эскалатор (Escalator).
Объекты StairMax могут быть открытыми, закрытыми и с основой. Отдельно регулируется наличие перил с правой и левой сторон, их высота и расположение относительно ступенек, глубина и ширина ступенек. Для спиральной лестницы дополнительно указывается радиус и направление (по часовой стрелке и против часовой), наличие или отсутствие опоры.
По умолчанию профиль перил, равно как и опор, на которых они держатся, имеет угловатый вид и зависит от числа полигонов. Однако, перилам и опорам можно придать любую форму. Для этого нужно нарисовать сплайновый профиль, а затем перейти в свойства лестницы (свиток Railings), в группах настроек Handrail и Post нажать кнопку Pick Shape и выбрать созданный профиль.
Отдельного внимания заслуживает объект эскалатор. Кроме геометрических размеров самого объекта, количества ступеней, крутизны подъема и высоты перил, можно управлять положением ступенек (параметр Phase)<рис.1>.
Единственный недостаток StairMax - его "небесплатность". Если вам не по карману продукция Cebas, придется пользоваться менее функциональным, но зато фриварным плагином Stairs от Effectware (см. МК № 37(156)). Скачать его можно отсюда: http://www.max3d.com/plugins/r4/efx_stair.zip, 497Кб.
Doors & Windows
В четвертом и пятом релизах 3D Studio Max, в отличие от более ранних, отсутствуют такие нужные объекты, как окна и двери. Проблему недостающих примитивов можно решить с помощью плагина Doors&Windows, который производит и абсолютно бесплатно распространяет сам Discreet (http://www.discreet.com).
Модуль Doors (Командная панель > закладка Create > категория Geometry > строчка Doors) позволяет создавать три типа дверей - Pivot, Sliding и BiFold. Первые напоминают обычные входные двери, вторые - двери вагона метро, а третьи - автобуса. Пользователь имеет возможность создавать парные и одинарные двери, регулировать размер дверной рамы, самих объектов и даже толщину стекол, если таковые имеются. Параметр Open позволяет указать, насколько двери открыты или закрыты.
Модуль Windows (Командная панель > закладка Create > категория Geometry > строчка Windows) позволяет добавлять в сцену шесть типов окон - Awning, Fixed, Projected, Casement, Pivoted, Sliding<рис.2>. Их основное отличие - в способе открытия. Так,
· Sliding Window - "отъезжает в сторону", подобно раздвижным стеклам на книжной полке;
· Pivoted Window - открывается таким образом, что оконная рама вращается вокруг своей горизонтальной оси;
· Awning Window - поднимается вверх;
· Casement - самый распространенный тип окна. Открывается подобно двери;
· Projected - состоит из нескольких частей, открывающихся в разные стороны;
Когда смотришь на подобный объект <рис.3>, кажется, что на его создание уйдет тьма тьмущая времени. Это, конечно, так, но только если у вас не установлен PathCylinder от Blur Studio (http://www.blur.com). С помощью этого плагина вы создадите такого растительного монстра за считанные минуты.
PathCylinder создает цилиндрический объект с шипами, по заданному сплайну. Искать плагин нужно тут: Командная панель > закладка Create > категория Geometry > строчка Blur's Objects > кнопка Path Cylinder.
Параметры плагина расположены в трех свитках: Parameters, Mapping и Thorns.
· Parameters
Кнопкой Pick Path выбирается кривая, вдоль которой будет расти объект. Для того чтобы объект повторил форму сплайна, необходимо воспользоваться стандартным модификатором PathDeform из категории Object-SpaceModifier. В настройках этого модификатора также необходимо указать этот сплайн.
Высота объекта в процентах устанавливается параметром Height As Path %. Числовые значения Taper, Taper Height, Taper Curve и Curve Exponent определяют форму объекта. Остальные параметры в этом свитке аналогичны параметрам обычного цилиндра.
· Mapping
В этом свитке находятся параметры для управления положением текстуры.
· Thorns.
Свиток предназначен для настройки и анимирования параметров шипов. Для того чтобы они присутствовали в сцене, нужно отметить "галочкой" Create Thorn. Установив необходимые настройки Density (плотность), Wavelength (длина волны), Amplitude, можно, например, создать растение с дрожащими шипами. Значение Variation % отвечает за процент разброса значений основных характеристик объекта.
Кроме того, шипам можно присвоить собственный Material ID.
В одной из предыдущих статей мы рассказывали о плагине TreeShop (см. МК№26(197)), позволяющем решить проблему создания органики в 3D Studio Max. Коротко напомним принцип его работы: рисуются две пересекающиеся перпендикулярные плоскости. После этого накладывается текстура с использованием карты прозрачности. И как результат - отличное дерево, мало в чем уступающее настоящему. Описанный способ имеет лишь тот недостаток, что камера должна быть постоянно неподвижной, иначе сразу станет заметна подделка. Основное достоинство при использовании такого метода - минимальное число полигонов и, как следствие, высокая скорость просчета.
Еще один плагин, работающий по этому же принципу - Forest Pack от Itoo Software (http://www.itoosoft.com). после установки он "поселится" по адресу: Командная панель > закладка Create > категория Geometry > строчка Itoo Software.
Forest Pack - это пакет, состоящий из восьми плагинов: Forest, Planes, XShadow, Planes Material, Planes Look, Planes Surf, Forest Camera, Forest to Planes. Каждый из модулей заслуживает внимания.
· Planes
Объект создается при помощи кнопки Planes. Настройки плагина позволяют присвоить объекту определенный Material ID, указать геометрические размеры, количество плоскостей, из которых будет состоять модель (одна или две плоскости). Параметр Center Displacement позволяет смещать эти плоскости одну относительно другой. Числовое значение параметра Tesselate позволяет увеличить число полигонов обеих плоскостей.
· Forest
Это плагин для создания параметрических и анимированных объектов. С его помощью можно сделать некоторый участок с растительностью (создается при помощи кнопки ForestPro<рис.4>).
Объект, созданный при помощи Forest, представляет собой набор пересекающихся плоскостей Planes. В окне проекции он будет отображаться в виде иконки с буквой F.
Пространство, занимаемое растительностью, определяется настройками свитка Area. Область, покрытая растительностью, обозначается сплайнами. Если сплайн замкнутый, растительность будет находиться внутри него, если незамкнутый - будет располагаться вдоль него. Также можно указать участок, на котором не должно находиться ни одного объекта Plane. Все, что нужно сделать пользователю, это создать сплайн нужной формы и нажать кнопку Pick в группе настроек Include, Exclude или Following Spline.
· Planes Surf
Этот плагин позволяет располагать объект Forest на поверхностях любой формы. Это может понадобиться, скажем, если требуется смоделировать растительность на поверхности какой-нибудь горы или возвышенности.
Настройки плагина находятся в свитке Surface в свойствах объекта Forest. После создания поверхности нужно нажать кнопку Pick и выбрать объект, на котором будет располагаться растительность.
Если же вы работаете с объектами Planes, Planes Surf назначается из списка модификаторов для каждого объекта отдельно. Далее работа ним происходит по тому же принципу.
· XShadow
Для того чтобы получить реалистичные тени от объектов, созданных при помощи плагинов Planes и Forest, совсем необязательно использовать механизм просчета Raytracing. Для этого вполне достаточно отметить отображение теней "галочкой" On в свойствах источника света (группа параметров Shadow) и выбрать в ниспадающем списке строчку XShadow, после чего появятся настройки плагина. При этом следует помнить о том, что плагин работает корректно лишь с направленными источниками света (Directional Lights) и не предназначен для работы с источниками света типа Spots или Omni.
XShadow автоматически определяет материал, примененный к объекту и, опираясь на текстуру прозрачности (opacity texture), проецирует отбрасываемую тень.
· Forest Camera
Как мы уже говорили, одна из проблем при использовании плоских текстурированных объектов - это необходимость постоянно поворачивать их в сторону камеры плоской стороной для достижения 3D-эффекта. Плагин Forest Camera помогает выполнить эту операцию автоматически.
При создании большого числа деревьев в сцене возникает еще одна проблема, связанная полигонами. Их большое число значительно увеличивает время рендеринга и тормозит работу в целом.
Для того чтобы воспользоваться плагином, необходимо создать стандартную камеру 3D Studio Max, перейти в настройки объекта Forest, в последний свиток Camera, нажать кнопку Pick и указать эту камеру. Плоскости автоматически поменяют свою ориентацию в направлении камеры. Теперь эта камера будет отображать лишь видимую часть объекта Forest.
Опция Limit to Visibility позволяет выбрать процент отображения всех Planes в объективе камеры.
· Planes Look
Этот плагин позволяет разрешить те же проблемы, что и Forest Camera. Но он, в отличие от предыдущего модуля, применяется для объектов Planes. Planes Look назначается из списка модификаторов для каждого объекта отдельно. Далее работа ним происходит так же, как и с Forest Camera.
· Planes Material
Этот плагин добавляет новый тип материала. Planes Material имеет ограниченное число настроек. Его главное преимущество - автоматическое масштабирование текстуры на объектах типа Plain.
· Forest To Planes
Это - утилита для конвертирования объекта Forest в объекты Plane. Находится она в закладке Utilities в списке всех утилит. В настройках плагина (свиток Parameters) нужно указать объект Forest и нажать кнопку Convert. После этого вы сможете работать с каждым объектом Plane, входящим в состав Forest, индивидуально - изменять параметры, клонировать. Для этого нужно выделить объект, перейти на закладку Modify и в окне командной панели развернуть список Plane.
Все статьи и уроки, представленные на страницах этого сайта, являются интеллектуальной собственностью авторов. Публикация в любом виде, в том числе, электронном, материалов или их частей без письменного согласия авторов запрещена Законом Украины "Об авторском праве".